Автомобильная шина (покрышка, баллон или резина) —
один из наиболее важных элементов колеса, представляющий собой упругую
резино-металло-тканевую оболочку, установленную на обод колеса. Шина
обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном,
предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых
несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий
колёс, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта. (из Викимедии)
Основными материалами для производства шин являются резина, которая изготавливается из натуральных и синтетических каучуков, и корд. Кордовая ткань может быть изготовлена из металлических нитей (металлокорд), полимерных и текстильных нитей.
Шина состоит из: каркаса, слоёв брекера, протектора, борта и боковой части.
Структура шины: 1 — протектор; 2 — плечевая часть; 3 — каркас; 4 —
боковая часть(крыло шины); 5 — брекер и подушечный слой; 6 —
дополнительная вставка в плечевой зоне(зелен.цв.); 7 — бортовое кольцо;
8 — бортовая часть
Проблема. Сколько неприятностей доставляют отработавшие свой век автотранспортные
покрышки. Они в изобилии валяются вдоль дорог, на полях, в жилых
кварталах, на пляжах и во многих других местах, где они собирают грязь,
ухудшают обменные процессы в почве, мешают проезду транспорта и т. д.
Сжигать их нельзя из-за того, что при этом в атмосферу выделяются
токсичные компоненты, а для захоронения в землю большого количества
покрышек необходимы значительные площади и немалые финансовые затраты.
Производят
автомобильные покрышки из синтетического каучука, т.е. шина – продукт
химический, а следовательно, вредный для окружающей среды. Покрышка
разлагается в земле в среднем 150 лет. Причем в процессе разложения под
воздействием влаги и тепла автомобильная резина начинает «источать» кучу
вредных химических соединений, которыми была напичкана при
производстве. По подсчетам экологов на сегодняшний день на Земле
накоплено около 80 миллионов тонн непереработанных шин...
Поэтому
сейчас в мире продолжаются интенсивные поиски утилизации покрышек с
минимальными затратами. Во многих странах патентуются изготавливаемые из
покрышек заградительные дамбы, селезащитные сооружения, мосты,
искусственные рифы для обитания морских животных, покрытия дорог,
берегов, откосов и многое другое. Однако, количество отработавших свой
срок автомобильных покрышек из года в год растет в геометрической
прогрессии, а их "приспособление" не успевает за такими масштабами
проблемы. Не пора ли начать активно использовать старые автомобильные
шины в строительстве? ведь утилизованные покрышки можно с успехом
использовать на возведение несложных сооружений, пичем, на это требуется
немного времени и минимум усилий.
Автомобильная покрышка, даже отслужив свой срок, остается на 90% не
использованной, так как становится непригодной после износа тонкого слоя
протектора. В это же время материал, из которого она сделана, прочен,
эластичен и долговечен, поэтому находит массу применений в различных
сферах нашей жизни, начиная от использования на бортах судов и пирсах в
качестве буфера и заканчивая детскими площадками и оградками для клумб.
Недавно на даче одного из моих друзей увидел как из поставленных друг на
друга автопорышек можно сделать небольшой канализационный колодец или
септик.
Но даже эта вторая жизнь покрышек, которая зачастую намного
продолжительнее первой, не способна утилизировать огромную массу
автомобильной резины отправляющейся на свалку. Поэтому этот материал
начинают использовать не только инженеры, но и представители искусства. (http://www.facepla.net/index.php/content-info/418-recycled-tyres-works)
Поделки из автомобильных шин могут быть самыми разнообразными, главное включить свою фантазию!
Примеры использования отслуживших свой срок автомобильных покрышек:
- в строительстве (дорожки, стены, изгороди, наземные погреба и колодцы, сараи, курятники и т.п.);
- украшении участка (цветники, садовая скульптура);