Сайт Елены Колосковой
 Методическая копилка
Главная » Файлы » это интересно

Что такое аппликация?
[ · Скачать удаленно () ] 23.02.2012, 14:57
Понятие «аппликация», её виды и технические приемы.

                    Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

          Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.  Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается  на бархатную бумагу.

          Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий  к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

             Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

              Аппликация может быть п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина» и т.д.);   д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы.

              Всем известна и доступна п р е д м е т н а я   а п п л и к а ц и я, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

            Чего проще на листе цветной бумаги нарисовать предмет, вырезать его и наклеить на фон. Если форма и цвет соответствуют действительности, ваша работа обречена на успех.

            Намного сложнее из целого листа бумаги или из нескольких получить полуобъемное изображение этого же объекта даже без использования ножниц. Такая техника изображения называется п л а с т и ч е с к о й   а п п л и к а ц и е й    из мятой бумаги.

           Лист цветной бумаги сначала скомкаем, чтобы он стал пластичным и податливым к механическим воздействиям. Затем легкими движениями выпрямим его и начнем формировать из него изображаемый объект. Края листа постепенно сминаем вовнутрь до получения нужной формы, оставляя внешнюю площадь изображения ровной. Внутренняя часть скомканного образа намазывается клеем и приклеивается к фону. Общее изображение готово. Осталось добавить мелкие элементы, подчеркивающие его образ. Необходимо постараться создать их так же в объеме и приделать к основной форме путем приклеивания.

           В момент приклеивания на плоскость возможна корректировка: создание дополнительных складок, выравнивания, растягивания или сжатия и т.д.

          Начните такую работу с изготовления фруктов и овощей. Дети имеют представление о их форме и цвете, что поможет успешно выполнить работу. Коллективно созданный натюрморт на большом листе ватмана может стать украшением помещения.

          Более сложные изображения животных и людей позволят получить в данной технике сказочный зоопарк.

            Д е к о р а т и в н а я   а п п л и к а ц и я связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.).

              Работа начинается с выжигания всех деталей рисунка аппликации по их контуру. Для этого используют в ы р е з а н и е   п о   р и с у н к у (эскизу) и в ы р е з а н и е   п о    т р а ф а р е т а м и   ш а б л о н а м. Можно использовать бумагу либо ткань. На занятиях прикладным творчеством дети очень часто работают в технике аппликации, вырезая из бумаги по шаблонам различные формы и наклеивая их на основу. Полученные плоскостные изображения радуют не только юных авторов, но и взрослых.

            Мы настолько привыкли к этому виду изобразительной техники, что даже не задумываемся о том, что художественные возможности аппликации намного шире и интереснее, чем традиционное наклеивание на плоскость кусочков цветной бумаги.

              Приходилось ли вам составлять узор  из    о б ъ е м н ы х     б у м а ж н ы х   э л е м е н т о в: катышков, комочков, кулечков, гармошек, пружинок, спиралей и т.д.?

            Если не приходилось, тогда из различных цветных кусочков бумаги необходимо сделать объемные формы путем скручивания, сжатия, комкания, свертывания и т.д. Посмотрите внимательно на эти формы, это и есть элементы будущего узора или орнамента.

            Для начала составьте схематический узор на бумаге, подготовьте все необходимые элементы, разложите на фоне и только после этого приклеивайте.

             Для усложнения работы можно попробовать полученными элементами изображать стилизованные растения, животных.

             Особый интерес вызывает у детей и взрослых создание с ю ж е т н о  -  т е м а т и ч е с к о й   а п п л и к а ц и и. Она представляет собой наклеенные на фон изображения, связанные между собой темой или сюжетом (событие, ситуация, явление).

            Обычно дети выполняют такого вида аппликацию с использованием шаблонов. Последовательно вырезая детали изображения, они приклеивают их на фон. Дети, имеющие хорошую подготовку по созданию аппликации, могут создавать композиции самостоятельно, без шаблонов.

              Не понадобятся шаблоны, если попробовать создавать сюжетно-тематические аппликации из  б у м а ж н о г о  м у с о р а: обрывков, обрезков. Вот где для детей предоставляется возможность «подключить» образное, абстрактное мышление и пофантазировать.

              Разнообразие геометрических форм позволяет создавать г е о м е т р и ч е с к и е    а п п л и к а ц и и. Традиционно они представляют собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

            Другой вариант использования геометрических форм — конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.

           Из геометрических форм легко получить п л о с к о с т н ы е    к о н с т р у к т о р ы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности.

           Основные геометрические фигуры симметричны. Сложим, например, квадрат пополам и от линии сгиба вырежем внутреннюю часть. Получим квадрат меньшего размера, при этом предыдущая форма будет выглядеть в виде рамочки. Вырезания можно продолжить. Таким образом, получится набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки.

         Таких наборов можно сделать несколько и составлять из них различные изображения. Возможен вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник. Тогда работа по составлению изображения упрощается.

Очень интересным в данной технике будет являться выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже.

          Возможен вариант вырезания из одной геометрической фигуры другой. Например: из квадратной формы вырежем круг, а из полученного круга — треугольник.

          Как видите, возможности для совершенствования безграничны. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

           Все те аппликации, которые не претендуют на вид геометрической, относятся к   н е г е о м е т р и ч е с к и м. Их преимущество в том, что они не накладывают на творчество детей каких-либо ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она очень часто присутствует в детском творчестве.

           К негеометрической аппликации относится аппликация с использованием текстуры бумажных салфеток. Полученные путем обрывания кусочки имеют пушистые, неровные края, которые и позволяют получить мягкую, пушистую поверхность, так необходимую для получения объектов, имеющих в природе пушистый покров: котенок, щенок, цыпленок, одуванчик, цветок и т.д.

             При формировании из бумажных кусочков пушистой поверхности важно приклеивать их к плоскости только серединкой, чтобы неровные, пушистые края смотрели вверх.

             Рассмотрим создание аппликации   с   к о н т у р н о й   п р о р и с о в к о й. Как известно, контурная линия используется для четкой прорисовки рисунка. Точно так же и в аппликации. Для начала по шаблонам получим цветные заготовки для аппликации. Затем на фоне (который впоследствии будет являться цветом контурной линии) сложим полное изображение из цветных заготовок. Те края заготовок, которые соприкасаются с краями других заготовок и требуют контурного очерчивания, с помощью ножниц уменьшим на несколько миллиметров и поместим на то же место. Когда все заготовки будут обработаны с помощью ножниц и на фоне расположены таким образом, чтобы контурная линия между ними стала одинаковой по размеру, можно поэтапно приклеивать. Наклеенные заготовки на контурный фон образуют целостное изображение аппликации и требуют обрезки ножницами по внешнему контуру с соблюдением толщины контурной линии.

             Иногда для получения дополнительных эффектов мы получаем детали аппликации без помощи ножниц, а путем обрывания, такая аппликация называется р в а н а я,  и л и   о б р ы в н а я. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

            Существует два способа получения изображения:
  - Обрывание из целого куска бумаги без предварительной прорисовки.
  - Обрывание по линиям, предварительно прорисованным.

Для получения изображения необходимо лист цветной бумаги положить на газету, сложенную в несколько раз, с помощью шариковой ручки создать необходимое изображение, четко прорисовывая (продавливая) линии. Затем аккуратно, по прорисованной линии прорвать изображение.


              Выйти за рамки плоскости позволяет  о б ъ е м н а я аппликация, которая при создании предусматривает крепление изображения предметов или их деталей на фон только частью плоскости, создавая видимость объема.

                аппликация с использованием оригами;

                аппликация с подвижными элементами;

                аппликация с  с е к р е т о м.

             На полученном плоскостном изображении можно вырезать кармашки-дверцы, в отверстия которых сзади необходимо подклеить нужные изображения. В результате получится плоскостная аппликация с потайным изображением. Для того чтобы его увидеть, необходимо открыть кармашек-дверцу.

             Такая техника изображения позволяет создать наглядные пособия, где возможно использование сюрпризного момента.

              М о з а и к а выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает

контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения);

сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Оригинально будет смотреться мозаичная работа, выполненная и з   о б ъ е м н ы х   э л е м е н т о в. Например, сделанных из фантиков или бумажных салфеток катышков, комочков. Главное — подобрать нужное количество элементов по цвету.

            М н о г о с л о й н а я  а п п л и к а ц и я выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

            Используя этот вид аппликации, можно создавать интереснейшие композиции и з  о к р а ш е н н о й   п а п и р о с н о й  б у м а г и . Как известно, папиросная бумага обладает свойством прозрачности. При наложении одного цвета папиросной бумаги на другой получаются дополнительные оттенки, что делает работы добрыми, теплыми, нежными, воздушными.

             Кроме папиросной бумаги, можно использовать кальку. Окрашивание бумаги осуществляется акварельными красками или тушью. Для получения нежных тонов рекомендуется красители разводить водой.

           Детали композиции из цветной папиросной бумаги создаются путем обрывания, без использования ножниц.

             В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

             Разные народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища. Аппликация из бумаги появилась в XVI веке и получила свое развитие в последующие столетия. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.
Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.


            В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались

силуэты Ф. И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

             Искусство силуэта привлекало и художников XX века М. В. Добужинского, К. А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г. И. Нарбут, Н. В. Ильин, Е. С. Кругликова.
Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.


         Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых   и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по  сохранившимся образцам аппликаций разных времен  и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.

             Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (VIII вв. до н.э.). Произведенные раскопки пяти курганов могил племенных вождей – обнаружили мумии с различными предметами. Найдены останки 10 трупов лошадей, на которых благодаря вечной мерзлоте в курганах сохранились изделия не только из металла, но из дерева, кожи, войлока. Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вшитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцы художественного шитья. Вся внешняя поверхность колоды была оклеена узкими полосками тонкой кожицы молодых березок, имевших в свое время красивый желто-коричневый цвет. Борта колоды, кроме того, были украшены наклеенными на них изображениями петухов, вырезанными из кожи. На огромном белом шатре площадью около 30 кв.м из войлока нашиты цветные аппликации – орнаментальные полосы.

             Несмотря на условность и схематичность изображений, в них с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики. Зверей они изображали особенно любовно, проявляя при этом острую наблюдательность: лось с мощными широкими и ветвистыми рогами, характерной горбоносой мордой; скачущий марал, терзаемый пантерой,- борьба двух зверей. Мастерство в передаче динамики движений и тонкое декоративное чувство  свидетельствует об исключительно высоком уровне художественной культуры племен кочевников.

            Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника – караганника, что  создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов. Аппликацией из ткани оформляли мешочки для чая, соли, кисеты, шаманские костюмы.

            Многие столетия аппликация  находит самое  широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярностью аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок – своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии, Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

            В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации.

             Особенно процветания аппликационные работы достигли в XVI в.  Италии и Испании в церковном  одеянии.

             На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

             В России конца XVIII – начала  XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников профессионалов, но и дворянства. В это время в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Антинг и Ф. Сидо.

             В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П. Толстой (1783-1873). За свою долгую жизнь он сделал свыше 2000 разнообразных работ: он модельер, скульптор, рисовальщик, живописец, гравер.

             Аппликация прочно вошла в жизнь детского сада и школы; она используется при оформлении интерьеров, наглядных пособий на занятиях и на уроках.
Категория: это интересно | Добавил: КолосокЕВ | Теги: понятие аппликация
Просмотров: 24953 | Загрузок: 480 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 19.03.2019, 02:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
наше время
голосование
Уважаемые гости! Проголосуйте за этот сайт, участвующий в рейтинге образовательных сайтов Проголосуй за наш сайт
Категории раздела
к уроку технологии [31]
презентации и конспекты уроков
внеклассная работа: видео, конспекты [17]
планы, конспекты мероприятий
проектная деятельность [40]
проекты, методика
видео к урокам технологии [109]
видеоматериалы
мастер-классы [3]
мастер-классы, информационные карты
программы элективных курсов [3]
*
это интересно [31]
статьи, методика преподавания, видео и интересные материалы
адреса сайтов [4]
Сайты для учителя технологии
Зам. директору по УВР [25]
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 398
это интересно
Яндекс.Погода
сайт в каталогах
Весь интернет в одном каталоге! Белый каталог сайтов
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • < >
  • Сайты Саратова
  • Сайт для рукодельниц и хозяюшек
  • Учительский портал
  • Сайт МОУ СОШ №15 г.Балашова
  • Сайт СП МОУ СОШ №15 г.Балашова
  • Сообщество педагогов

  • Copyright MyCorp © 2019
    Сайт создан в системе uCoz